Описание ситуаций со ссылками
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ в Краснотуранском районе
Описание результатов деятельности
Муниципальной методической службы Краснотуранского района с педагогическими работниками общеобразовательных учреждений в части развития профессиональной компетентности по формированию у обучающихся функциональной грамотности.
В соответствии с планом проведения мероприятий по реализации краевого проекта «Территориальные программы и сетевые кооперации» МО Красноярского края и КК ИПК в ноябре 2016 года команда Краснотуранского района приняла участие в серии краевых семинаров по разработке проектов реализации задач развития муниципальных систем образования, проходивших в г. Минусинске.
В рамках семинара всем территориям юга края было предложено включиться в межмуниципальные проекты, представленные пилотными территориями. Проект по читательской грамотности был разработан Курагинским районом. Все южные районы заключили Соглашение о сотрудничестве в реализации межмуниципального проекта «Обеспечение доступности качественного образования через выявление и внедрение эффективных практик по формированию читательской грамотности в образовательных организациях юга края, находящихся в разных социальных условиях».
На первом этапе было выполнено техническое задание. Суть его в распределении школ по трем группам с учетом % семей, находящихся в СОП, уровня образования родителей и численности учащихся. Учитывался также кадровый состав учителей начальной школы.
Проведено рейтингование внутри групп и выявлены школы – лидеры. По итогам рейтингования В Краснотуранском районе были определены 4 школы для участия в проекте: Николаевская ООШ и Восточенская СОШ с численностью 6-13 учащихся; Краснотуранская НОШ и Лебяженская СОШ с численностью учащихся 14 и более.
В 2016 году в с. Ермаковское состоялся 1 межмуниципальный педагогический форум «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию «читательская грамотность»)». По итогам форума издан электронный сборник, в который вошли 4 практики Краснотуранского района.
В 2017 году был проведен практико-ориентированный семинар «Способы сформирования читательской грамотности учащихся начальной школы» на базе МБОУ «Краснотуранская НОШ им. В.К. Фуги» с участием педагогов МБОУ «Восточенская СОШ», было представлено 7 практик.
Во 2 форуме в Курагино «Эффективные практики, обеспечивающие результативность образования (по критерию « функциональная грамотность»)» команда Краснотуранского района представила 5 практик.
В 2019 году в с. Ермаковское состоялся межмуниципальный педагогический семинар «Достижение планируемых результатов при реализации ФГОС средствами Способа диалектического обучения». Было представлено 8 практик.
Сводная таблица практик, представленных в рамках межмуниципального проекта:
ОУ | 2016 Ермаковское | 2017 Краснотуранск | 2018 Курагино | 2019 Ермаковское |
МБОУ Восточенская СОШ» | Кляйн Е.В. | Кляйн Е.В.
Яковлева Е.В. Максимкина ТН |
Максимкина Т.Н. | |
МБОУ «Лебяженская СОШ» | Мужайло А.С. | |||
МБОУ «Николаевская ООШ» | Ленинг Н.В. | |||
МБОУ «Краснотуранская НОШ им. В.К. Фуги» | Кривохижа О.И. | Кривохижа О.И.
Федотко М.А. Ермолаева Е.В. Гончарова Ж.А. |
Гончарова Ж.А. | |
МБОУ «Кортузская СОШ» | Трубинская НА. Порошина Л.А. | Трубинская НА. Порошина Л.А. | ||
МБОУ «Саянская СОШ» | Крючкова З.А. | Крючкова З.А.
Мельникова Н.П. Итпекова Л.В. |
||
МБОУ «Тубинская СОШ» | Кремер А.Ф. | Кремер А.Ф. | ||
МБОУ «Белоярская ООШ» | Райхерт Г.А. |
- В октябре 2018 года на совещании руководителей и заместителей руководителей знакомились с материалами Всероссийского семинара-совещания по вопросу формирования функциональной грамотности, который состоялся в сентябре 2018 г. «Оценивание результатов реализации ФГОС: содержание, механизмы, инструменты», с презентацией руководителя Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Галины Сергеевны Ковалевой.
Обсуждали понятие функциональной грамотности, её составляющие (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, глобальные компетенции) и задания, которые используются в международном исследовании PISA.
Исходя из того, что в 2021 году будут проводиться международные исследования качества образования PISA, в которых примут участие 30% школ Красноярского края в 2019 году отделом образования было рекомендовано определить единую методическую тему для всех школ «Формирование функциональной грамотности учащихся» и включить её в цели и содержание деятельности школьных площадок.
В декабре 2019 года был проведен семинар для заместителей директоров, на котором был представлен проект Института стратегии развития образования РАО «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», целью которого является разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся основной школы. Были представлены демоверсии заданий для формирования 6 видов функциональной грамотности для 5 и 7 классов, характеристика заданий и система оценивания, основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы.
В декабре 2019 года проведен семинар в МБОУ «Восточенская СОШ», где педагогическим коллективом была представлена система работы школы по формированию читательской грамотности. Были представлен опыт по формированию читательской грамотности в начальной и основной школе с демонстрацией фрагментов видеоуроков, мастер-классы по работе с текстом, система заданий по работе с текстом на предметах естественно-научного цикла и математики, внеурочное занятие по финансовой грамотности
В октябре 2020 года проведен семинар для заместителей директоров по УВР, где были представлен Региональный комплекс мер по формированию функциональной грамотности школьников и задачи методической службы по реализации комплекса мер».
С целью создания условий для профессионального роста педагогов, формирования опыта работы и организации работы по приоритетным направлениям развития образования в текущем 2018/2019 учебном году школами было заявлено об открытии 18 площадок по 7 направлениям в 2019/2020 учебном году — , в 2020/2021 учебном году —
Отдел образования видит результаты деятельности площадок через количество сформированных у педагогов практик и количественные показатели представления опыта на районной методической конференции в форме презентации опыта, мастер-класса, статьи, а также через размещение педагогических, образовательных и управленческих практик в РАОП.
- Ежегодно в районе проводится методическая конференция. В 2019 и 2020 гг. в районной методической конференции было выделено направление «Применение современных методов и технологий обучения для формирования функциональной грамотности». В 2020 году была представлена 21 работа, из числа этих работ 2 практики, размещенные в РАОП (МГ и ЕНГ) были отнесены к начальному уровню.
В 2020 году в РАОП были представлены 33 практики, на 8 больше чем в прошлом году. Участие приняли отдел образования школы, ДДТ, 6 детских садов.
Из 33 практик техническую экспертизу прошли 27 – 82%, в прошлом году – 72%. Из общего числа было представлено 23 педагогические практики, 6 управленческих, 4 методические.
Детские сад представили только педагогические практики.
В РАОП вошли 6 педагогических, 3 управленческие, 1 методическая практика- 30%, в 2019 году – 20%.
По результатам содержательной экспертизы
установлен начальный уровень 5 практикам:
Отдел образования, Тубинская СОШ, Восточенская СОШ (2: ЕНГ и МГ), Лебяженская СОШ.
Установлен продвинутый уровень двум практикам: Отдел образования и
Тубинская СОШ
Претендуют на высший уровень 3 практики: Краснотуранская СОШ,
Беллыкская СОШ, Белоярская ООШ
В 2020 году практики были представлены по 12 направлениям из 18.
В условиях реализации новых стандартов в рамках национального проекта «Учитель будущего» ставится задача включения педагогов в процесс непрерывного образования.
В 2018—2020 годах курсы по разным видам грамотности прошли 44
педагога. Это не очень высокий показатель
- Обучение на треках в ЦНППМ. Количество по направлениям.
В 2020 году отделом образования заключено Соглашение с ЦНППМ на обучение 27 педагогов. Также учитель начальных классов прошел обучение по программе подготовки супервизоров.
Просмотреть: Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Просмотреть: Приложение Электронный банк заданий по оценке функциональной грамотности
Скачать: Модель методического сопровождения Краснотуранский район
Скачать: Ресурсная карта
Скачать: Программа муниципального этапа педмарафона в Краснотуранском районе
Скачать: График проведения методических часов на 2 полугодие 2021г